«Портрет Дориана Грея»

Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», сразу по выходу в свет (1890) снискавший скандальную славу и вызвавший разноречивые оценки современников, стал литературным манифестом европейского эстетизма и шедевром английской художественной прозы. Драматичная, парадоксальная, завораживающе интригующая история Дориана Грея — блестящий пример того «совершенного применения несовершенных средств», в котором, согласно Уайльду, и заключается этика искусства. Однажды художник Бэзил Холлуорд написал портрет молодого и прекрасного Дориана Грея. Юный красавец, любуясь своим изображением, не может избавиться от мысли, что портрет будет всегда обладать тем, чего Дориан неизбежно лишится, — молодостью. «О, если бы было наоборот! Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас! Я бы душу отдал за это!» Мольба была услышана, и пожелание исполнилось.

«Подлинный секрет счастья в искании красоты»

Оскар Уайльд

Адвокат: Елена Вишнякова

— Существует болезнь «синдром Дориана Грея» — культ молодости, страх перед физическим увяданием и старением. Не кажется ли вам, что большинство современных женщин испытывают этот синдром?
Адвокат: — Несомненно, современный мир поклоняется культу молодости и красоты. Мы нетерпимы к проявлениям возраста и увяданию. Не видим и не хотим видеть красоты в осеннее-зимней гамме жизни, нас восхищает и влюбляет лишь мимолетная весна и быстротечное лето. Мы так стремимся оттянуть появление морщин, с паникой встречаем каждый седой волос и готовы платить огромные деньги за несбыточную мечту, превращая каждый день в борьбу с неравным противником. Я, безусловно, за то, чтобы каждая женщина боролась за свою красоту и гармонию рьяно и до конца. Но и проигрывать мы должны с достоинством королевы. Прибегая к радикальным процедурам, мы не всегда остаемся в выигрыше, часто утрачиваем ту невидимую нить гармонии, которую считаем красотой. Я восхищаюсь теми женщинами, которые с улыбкой и блеском в глазах встречают свою осень и не боятся переступить заснеженный порог своей зимы.

Свидетель: Оскар Уайльд

Свидетель: «А Красота  — один из видов Гения, она еще выше Гения, ибо не требует понимания. Она — одно из великих явлений окружающего нас мира, как солнечный свет, или весна, или отражение в темных водах серебряного щита луны. Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает. Вы улыбаетесь? О, когда вы ее утратите, вы не будете улыбаться… Иные говорят, что Красота — это тщета земная. Быть может. Но, во всяком случае, она не так тщетна, как Мысль. Для меня Красота — чудо из чудес».

— Внешняя красота может служить достаточным оправданием внутреннего уродства?
Адвокат:
— Извечный вопрос, что лучше — форма или содержание? Может ли привлекательная форма оправдывать гнусное содержание? Я всегда ценила и ценю гармонию в людях, для меня красивый человек — гармоничный человек. И  красота его — это красота его слов, его поступков, его движений. Часто не столь привлекательный внешне человек обладает необъяснимым магнетизмом, который притягивает к нему людей и уже не отпускает. Красота во многом зависит от подачи и внутренней силы.
У красоты много лиц и проявлений, часто она условна и исходит изнутри. Из-за внешней красоты мы теряем голову лишь на миг, внутренняя красота притягивает нас намного сильнее и удерживает дольше. Мы всегда ищем за красивой упаковкой не менее удивительный подарок. Эксклюзивная форма привлекает нас лишь вначале, но мы хотим раскрыть ее и увидеть содержание, и если оно уродливо, мы испытываем глубокое разочарование и чувство, что нас обманули.

Свидетель: «Дориан подолгу стоял с зеркалом в руках перед портретом, глядя то на отталкивающее и все более старевшее лицо на полотне, то на прекрасное юное лицо, улыбавшееся ему в зеркале. Чем разительнее становился контраст между тем и другим, тем острее Дориан наслаждался им. Он все сильнее влюблялся в собственную красоту и все с большим интересом наблюдал разложение своей души».

— В случае  с главным героем романа память и совесть — ближайшие союзники, ведь так называемые муки совести тесно связаны с неприятными воспоминаниями. Дориана Грея мучила совесть (по большей части на первых порах его нравственного разложения). И зачем человеку такая обуза?

Свидетель: «О, удовольствие можно находить во всем, что входит в привычку, — со смехом отозвался лорд Генри. — Это один из главных секретов жизни. Впрочем, убийство — всегда промах. Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда…»

Адвокат: — Как сказал Владимир Колечицкий: «Если ваша совесть вдруг заговорит, напомните ей, что молчание – золото». Человека от животного отличают вера и совесть. Совесть можно соотнести с понятием человечности, она помогает сохранить гармонию и  моральное равновесие.  Совесть противопоставляет себя чрезмерному эгоизму и разрушению. Чтобы чувствовать себя по-настоящему счастливым и свободным, человеку нужно жить по совести с самим собой и окружающим миром. Это такой постой и такой трудновыполнимый  рецепт человеческого долголетия.
Дориан Грей получил, что хотел, но почему же осуществленное желание не сделало его счастливым, почему с этого момента началась его деградация и моральное самоубийство?
Для меня ответ звучит примерно так: «Совесть абсолютно бескорыстна, она никогда не ошибается, что правильно, что нет, и толкает нас вернуть все на свои места. Возможно, в итоге только согласие с совестью дает удовлетворение в жизни, чего не получил Дориан Грей в своей».

— Как вы думаете, почему красота погубила Дориана Грея?

Свидетель: «Эта красота его погубила, красота и вечная молодость, которую он себе вымолил! Если бы не они, его жизнь была бы чиста. Красота оказалась только маской, молодость – насмешкой».

Адвокат: — Я не согласна с тем, что именно красота погубила Дориана Грея. Красота— понятие созидательное, она не несет в себе разрушения. Дориан Грей – это яркий пример человека без собственного стержня, легко поддающегося чужому влиянию. Он не ощущал в себе внутренней силы, не чувствовал в себе содержания и думал, что лишь красота — его единственное достоинство, утратив которое, он станет никем и ничем — пустым местом.  Жизнь нас всегда чему-то учит, в основном тому, чего в нас нет. Дориан Грей должен был понять, что молодость и красота могут обернуться проклятием, и нужно ценить жизнь во всех ее проявления, включая себя самого.  Будущее любого творения определяет не творец, а владелец этого творения. Мы живем, бесконечно делая выбор, определяя тем самым свою судьбу.

Свидетель: «Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам. Жаль только, что так часто человеку за одну-единственную ошибку приходится расплачиваться без конца. В своих расчетах с человеком Судьба никогда не считает его долг погашенным».

— Как, по-вашему, о чем этот роман? О смысле жизни, об ответственности за содеянное, о величии красоты, о смысле любви…
Адвокат:
— Гениальное произведение именно тем и отличается, что воспринимается по- разному, и ни одна трактовка не может быть единственно правильной. Для меня этот роман особенный и любимый, его безумно интересно читать, о нем можно долго говорить, рьяно спорить и восхищенно цитировать. Это образец актуальной классики. Книга наполнена интереснейшими мыслями, нет воды, нет пустот, все продуманно и гениально от начала до конца.
Примечательно, что Оскар Уайльд написал этот роман всего за три недели, и читается он на одном дыхании. Современная литература не блещет большим количеством ярких книг, у них такая короткая жизнь — от книжной полки магазина до мусорного ведра. Я завидую тем людям, которые прочтут этот роман впервые.  Это книга разная и запоминающаяся, книга-символ.  Искусство — это зеркало, которое отражает того, кто на него смотрит. Для меня этот роман, в первую очередь, о вечной борьбе добра со злом, и война эта ведется не где-то там.  Мы каждый день боремся со своими бесами внутри нас самих.

Свидетель: «Обыкновенные люди ждут, чтобы жизнь сама открыла им свои тайны, а немногим избранникам тайны жизни открываются раньше, чем поднимется завеса. Иногда этому способствует искусство (и главным образом литература), воздействуя непосредственно на ум и чувства. Но бывает, что роль искусства берет на себя в этом случае какой-нибудь человек сложной души, который и сам представляет собой творение искусства, — ибо Жизнь, подобно поэзии, или скульптуре, или живописи, также создает свои шедевры».

Адвокат: Елена Вишнякова, основатель детского учебного центра и детского сада «Кудрявский»
Свидетель: Оскар Уайльд, писатель
Секретарь: Рита Шпиц

Поделиться в соц. сетях